Цифровая фотография молодых японских фотографов

c 22 декабря 2004 по 16 января 2005 Санкт-Петербург Хисако Нода
Саори Танака

С 22 декабря по 16 января Государственный музей городской скульптуры представляет выставку «New digital age».

Выставка «New digital age» Российского Государственного центра фотографии и галереи «Арт Коллегия» (Москва) знакомит зрителей с работами восьми молодых японских фотографов, работающих в технике цифровой фотографии. Многие из участников выставки, не смотря на свой молодой возраст, уже признаны японской фотографической общественностью и в 2005 году в Токио состоятся большие персональные выставки Ацуко Наганума и Миюки Мотоки. Выставка уже была показана зрителям в 2003 в Токио и Новосибирске. Во вступительной статье к токийской выставке известный японский арт критик Хироши Ошима так объясняет явление нового поколения цифрового фотографии в своей стране: «Для молодого поколения, изображение больше не предназначено для того, чтобы его видеть. Как при прослушивании музыки, изображение становится чем-то, в чем можно раствориться. В частности, «ландшафт» становится скорее «средой», окружающей человека, чем просто предметом для разглядывания и восхищения. Сегодня изображению, созданному средствами цифровой фотографии, не хватает глубины сущности искусства, которая была у традиционной фотографии». Современная японская художественная фотография, унаследовав принципы японской культуры — поле, где принято различать мужское и женское. Уровень технического развития Японии обеспечивает, возможно, лучшее в мире фотографические технологии (фотоаппараты и печать), но цифровая фотография по мнению многих японцев — удел женщин. Настоящий самурай — поклонник сложных техник и учений, работает только в традиционной «ручной» печати и фотосъемке, тогда как японские девушки не стесняясь используют все богатейшие технические возможности, сформировав отдельное художественное явление — современную «японскую женскую фотографию». Данная тенденция хорошо прослеживается и в нашей выставке: из восьми представленных авторов, семь девушек — Саори Танака, Саюри Канно, Акиё Миякэ, Хисако Нода, Наоко Иваи, Ацуко Наганума и Миюки Мотоки, и лишь один представитель «самурайского» пола — Такэхиро Удзиэ. Весь выставочный проект состоит из девяти самостоятельных блоков: «Bug Train» Ацуко Наганума. Несмотря на молодость, эта девушка по общему признанию является самой яркой индивидуальностью в группе. На недавно прошедшей выставке в салоне Konica в Токио ее работы были отмечены специальным призом. Представив себя крохотным насекомым, она свободно перемещается по вагону Токийского метро и, будучи «невидимой», фиксирует на камеру все, что кажется ей интересным и воспроизводя, таким образом, мозаику жизни токийской подземки. Если учесть, что схема поездов Токио похожа на микросхему, а средний житель мегаполиса ежедневно проводит в вагоне часа 2-3, то материала для съемки предостаточно.

«Party» Хисако Нода. Это серия из 24 фотографий, выполненных во время музыкального фестиваля, проходящего где-то на природе.

«Three Dogs» Наоко Иваи. Это взгляд на жизнь людей и собак глазами наших четвероногих друзей. Высота установки камеры при съемке не превышает 30-40 см, так что ракурс весьма необычен.

«Hyper Flat» Саори Танака. В этом проекте фотограф, наоборот, смотрит, запрокинув голову вверх и ловя в объектив только верхнюю часть зданий и окружающее их синее небо.

«Cyclist» Такехиро Удзие. В его проекте обязательным объектом каждой фотографии является колесо. А в Японии, мало кто перемещается в пространстве пешком, а не на колесах…

«WWWdrive» Наоми Марута. В этом проекте перемешаны ночные сюрреалистические кадры с фотографиями, выполненными на пленэре и многим, многим другим. Так что это по сути — многослойная, беспристрастная фиксация самых разных сторон японской жизни.

«Размытая точка» Саёри Канно. В основе идеи лежит изящная игра с «конструктором», из которого формируются все изображения.

«Does’t get any balance» Акиё Мияке. Современные интерьеры общественных токийских помещений с пересечением многочисленных эскалаторов, как и во времена Андрея Тарковского, снимавшего в Японии отдельные эпизоды «Соляриса», моделирует для нас далекое будущее.

«Супермаркет» Акиё Мияке. Эта серия фотографий была выполнена по просьбе А. Мартынова, потрясенного спецификой японских супермаркетов. К сожалению куратора, фотография не передает всего экзотического спектра ароматов японских супермаркетов.

Наставник группы молодых токийских фотографов — Нарио Кабояси. Кураторы выставки — А.Мартынов (Новосибирске), А.Максиомова (Санкт-Петербург), А.Злобовский, А.Логинов (Москва).

Организация и проведение проекта — ФГУ «Государственный центр фотографии» и галерея «Арт Коллегия» (Москва). Проект осуществлен при поддержке генерального консульства Японии в Санкт-Петербурге.

Государственный музей городской скульптуры

Адрес: город Санкт-Петербург, Невский просп., 179/2а Проезд: Ст. м. «Площадь Александра Невского»; тролл. 1, 22 до пл. Александра Невского Телефоны: (812) 274-2635, 274-2579, 274-3860

 

 

От admin55