Огненное письмо и тайны старинной финифти. В столичном Музее народных промыслов открылась выставка ростовских мастеров финифти, что в переводе с греческого означает «блестящий камень». Искусство эмали совершенствуется не одну сотню лет. В Ростове Великом промысел существует с средины XVIII века. О секретах современных эмальеров рассказывают «Новости культуры».

Этим произведениям искусства не страшны жара и холод, свет и сырость. Краски эмалевых миниатюр и спустя столетие не тускнеют. «В конце XIX века исследователи финифти писали: «утрачены рецепты, утрачен колорит ростовской финифти, промысел угасает»», – говорит кандидат искусствоведения Вера Пак.

Сегодня финифти современные мастера создают вручную по старинным образцам. На медную пластинку, покрытую слоем эмали, наносят контур и расписывают. На одну миниатюру у мастера уходит несколько месяцев. На этом этапе самый главный враг художника – пыль. Оседая на краску, она может погубить всю работу. Пластинки с рисунком в печи обжигают несколько раз.

Чем больше мастер делает обжигов, тем насыщеннее и интереснее получается эмаль. Однако возрастает и степень риска: эмаль может не выдержать и расколоться. «Поначалу, конечно, все получается тяп-ляп. Краска бывает встанет – не плавится, или сгорит. Достаешь оттуда, а там все растеклось», – поясняет художник Александр Нечаев.

Каждая работа для ювелира и живописца – эксперимент. Впрочем, не всегда поиски приводят к успеху. Например, абстрактные формы в ростовской финифти не прижились, а вот эксперименты с размерами миниатюр оказались удачны. На выставке можно увидеть даже гигантские финифти. Что касается жанров, то мастера предпочитают традиционную эмалевую иконопись, портреты, пейзажи, сказки и былины, а также новый для эмалей жанр – натюрморт.

Лидия Вахонина

Новости культуры


От admin55