В залах Третьяковской галереи на Крымском Валу будут представлены не только хорошо известные работы художника, показанные на таких выставках, как «Коммунизм – фабрика мечты», «Москва – Берлин», «Россия!», но и ранние, мало известные широкому зрителю произведения.

Выставка включает около 150 картин, рисунков и образцов книжной графики, собранных из 29 крупнейших европейских и американских музеев, частных собраний и коллекций. Работы на выставку предоставили Центр Жоржа Помпиду, Музей Людвига, Музей Майоля – Фонд Дины Верни, Музей Зиммерли и др. Предыдущая выставка Эрика Булатова, которая проходила в Государственной Третьяковской галерее в 2003 году, дала лишь первое представление о творчестве художника, познакомив зрителей с его графическим наследием. Настоящая экспозиция дает возможность всеобъемлющего взгляда, изучения и анализа творчества Эрика Булатова. К открытию выставки будет издан каталог с текстами о художнике и статьями самого Булатова, с цветными воспроизведениями большинства работ художника.

«Все больший круг наших соотечественников осознает, что творчество Эрика Булатова – национальное достояние, что Булатов – один из великих русских художников ХХ века, крупнейший живописец второй половины столетия», – сказал куратор выставки, заведующий отделом новейших течений Андрей Ерофеев.

Экспозицию «Эрик Булатов. Вот.» в Третьяковской галерее разработал сам автор, построив ее соответственно основным этапам творческого пути и снабдив подробными экспликациями.

Работы, расположенные в первой экспозиционной зоне, созданы художником в конце 50-х – в 60-е годы и относятся к периоду изучения «поверхности картины». Здесь представлены живописные полотна «Кактус», «Натюрморт со спичечной коробкой», «Мак», «Ели и сосны» и другие. «В нашей жизни мы имеем дело только с поверхностями окружающих нас предметов, – пишет Булатов, – мы можем прикоснуться только к поверхности, мы можем увидеть только поверхность. Если мы вскроем одну поверхность, то упремся в следующую. Даже небо мы воспринимаем как поверхность (купол, свод). Причем силы, формирующие этот мир поверхностей, находятся в глубине, за поверхностью. Они как бы скрыты от нас этой поверхностью».

Следующий раздел выставки раскрывает освоение художником «пространственных возможностей картины». В нем показаны работы: «Горизонталь» I и II, «Разрезы», «Диагональ» I и II, автопортреты 1968-го и начала 70-х годов. И, как кульминация, – картина «Вход». «В этой картине впервые появляется слово. В дальнейшей моей работе слово будет играть очень важную роль», – пишет Булатов.

Центральная часть экспозиции представляет ряд самых известных работ Эрика Булатова, созданных в 70-е и 80-е годы. Среди них зрители увидят и знаменитые картины «ВХОД – ВХОДА НЕТ», «Опасно», «ИДУ», «Улица Красикова», «Советский космос», «Портрет Брежнева» и другие.

Далее на выставке представлен раздел, посвященный работам времени Перестройки, которая символизировала, по мнению художника, конец «бесконечной эпохи».

12 картин «ВОТ» (слово в пространстве) выделены художником отдельной экспозиционной зоной. Почти во всех работах, показанных в едином пространстве, использованы слова поэта Всеволода Некрасова, чей портрет также представлен на выставке. Эрик Булатов считает Всеволода Некрасова «любимым поэтом» и говорит: «Слово Всеволода Некрасова… это всегда живое, звучащее слово. Оно не хочет быть закрепленным на бумаге, оно хочет жить в пространстве. И, конечно, это всегда «мое» слово».

Работы последних лет объединены в одном из завершающих разделов выставки. Здесь представлены картины: «Небо за решеткой», «Диалог с Мондрианом», «New-York», «Между волком и собакой», «Туман».

Последняя часть экспозиции рассказывает об Эрике Булатове как об иллюстраторе детских книг. Работы этого раздела охватывают тридцатилетний период творчества художника с 1959 по 1989 годы. Большинство иллюстраций создано совместно с Олегом Васильевым.

Выставка открыта с 20 сентября по 19 ноября 2006 года
Крымский Вал, 10 (зал 60)

 

http://www.cultcorp.ru


от admin