Выставка мусульманских святынь вернулась на Красную площадь через 114 лет. В Историческом музее обосновалась «Исламская рукописная книга».
 

Некогда земли Московии полны были исламских манускриптов, как аравийские пастбища полны верблюдов, а воды Каспия – драгоценной рыбы. Так гласит предание. Из колена в колено собирали здешние востоковеды образцы красоты и премудрости, пока не снискали наконец полноты, близкой к совершенству. Тогда забеспокоились те силы, что не есть силы света: вдруг будет оттого небесная благодать археографам, если достигнут они особого знания? И вот издано было в 1956 году от рождества Иисуса, известного правоверным как Иса, постановление президиума Академии наук «О задачах и структуре Института востоковедения АН СССР», из-за чего покинули сотни рукописей столицу и усланы были в Ленинград, чтобы осесть в филиале. Еще одна смута едва не посеялась между городами, но, слава Милостивому и Милосердному, и кое-что в Москве сохранилось.

 

 

Сегодня, и снова по чудесной милости, эти экспонаты предстали перед зрителями на выставке «Исламская рукописная книга в московских собраниях».

 

 

Содействовал замыслу тот самый, обиженный некогда, Институт востоковедения, а еще Библиотека иностранной литературы, МГУ и даже, извините, МГИМО. Ряд ценных объектов добавил Исторический музей, он же принял выставку у себя – в кабинете председателя. Звучит устрашающе, но речь всего лишь о комнатах, где одно время помещался основатель музея Иван Забелин, а теперь оборудованы небольшие залы. Просто название такое. Ничего мистического, кроме Спасской башни в оконном проеме. Хотя нет, теперь еще и магометанские книги.

 

 

Последний раз такого рода выставка проходила у нас в 1890 году. Многие ее не видели, так что начнем сызнова. Почему манускрипты? Потому что это: а) раритетно, б) адекватно ментальности, в) просто красиво. Не то чтобы мусульмане противились технологии Гутенберга – нынче хватает полиграфических книг и журналов на арабском. Даже телеканалы существуют вроде «Аль-Джазиры».

 

 

Тут дело в другом, в традиции: вывел букву святой книги – вроде как грех отмолил, взял в руки самодельную книжицу – считай, причастился.

 

 

Для ислама вообще первичны слова и жесты. Книги здесь сверх меры почитаемы, хотя всем памятна притча про халифа, упразднившего библиотеки на основании простого довода: если какая-то книга противоречит Корану, она вредна, если ему вторит – избыточна. И сегодня радикалы изобличают средневековых поэтов и художников только за то, что они любили жизнь иначе, чем предписано. Приведем для примера цитату из нашего современника, достославного культуролога Али Апшерони: «Далекие от мусульманского искусства люди обычно понимают под исламской живописью лишь собрания довольно примитивных миниатюр, украшающих страницы нескольких десятков книг, в основном произведений поэтов средневекового Востока, принадлежащих кисти талантливых нечестивцев, переступивших во имя выгоды и преходящей славы через священные установления Ислама».

 

 

Чем не критика эпохи соцреализма?

 

 

Пускай и сказано в одном из хадисов (поучений): «Поистине, ангелы не войдут в тот дом, в котором имеются изображения живых существ», – но все-таки Мухамеда недопоняли, вероятно. Запрет абсолютный и категорический существует в отношении религиозных сюжетов. Упаси Аллах (хвала Ему и велик Он!) изобразить на холсте или бумаге Пророка и учеников его, но что касается птичек на ветках или витязей в седлах – тут уж извините. «Талантливые нечестивцы» персидского и монгольского происхождения воспевали земную жизнь почем зря – благо, поблизости не было никого из «Аль-Каиды».

Да и те, кто не рисковал с фигуративностью, все равно были жизнелюбами.

 

 

Большинство книжек на выставке – каллиграфические, одни закорюки, а сколько любознательности и восторга перед жизнью! Арабский текст Корана с персидским подстрочником, персидско-тюркский словарь в стихах, изящная проза на фарси, «Диван» Алишера Навои или сборники фетв (законодательных решений) – всюду масса изящества. Наборные футляры, кожаные переплеты, изыски переписчиков. Справа налево, слева направо по-европейски, с позолотой и без, с орнаментом или без, с инкрустированными переплетами или просто в коже.

 

 

Словом, наши люди – люди Книги, как любил говаривать сам Пророк.

 

 

Открытие выставки приурочено к международному конгрессу востоковедов (ICANAS), который проходит в Москве с 16 по 21 августа. Потому на вернисаже бродили в основном близорукие японцы и жизнерадостные саудовцы, перемежаемые нашими академиками в потрепанных костюмах. Все были несказанно счастливы каким-то общим обстоятельством, скрытым от глаз непосвященных. Вероятно, они поняли нечто важное, спрятанное за поверхностью исламских трактатов. Того же и всем желаем.

 

 

P.S. Когда будете смотреть на датировку, не упустите из виду буквы «г.х.», подразумевающие год хиджры. Магометанское летоисчисление ведется от момента вынужденной эвакуации Пророка и его сподвижников из Мекки в Медину, так что для совмещения с европейской хронологией не забывайте каждый раз приплюсовывать 622 (приблизительно). Вообще-то, если приноровиться, то это не труднее, чем пересчитывать рубли в доллары, к тому же в большинстве случаев необходимые арифметические действия устроителями уже проделаны.

 

 

Выставка продлится до 20 сентября. Адрес элементарный – Красная площадь, 1/2. 

 

Велимир Мойст  

От admin55