Andyyy.jpgСегодня в Мраморном дворце Русского музея открывается выставка Энди Уорхола — художника, жизнь которого стала олицетворением американской мечты в сфере искусства.

Король поп-арта умер в 1987 году. Одна из крупнейших американских газет тогда написала: «Лучшее произведение Уорхола — сам Уорхол».

В самом деле, история о том, как выходец из семьи бедных словацких эмигрантов стал самым известным американским художником ХХ века, сумев стереть грань между «высоким» и «массовым», почти невероятна.

Он был застенчив от природы и в то же время обладал даром притягивать людей. Страдал бессонницей, предпочитал ночную жизнь и в «тусовках» черпал идеи. Не будучи способен на глубокие личные отношения, он окружил себя молодежью, открыл студию, назвав ее «Фабрика».

В юности Уорхол начинал как дизайнер, лучше других ощущал веяния времени и умел преобразовывать их в рекламные образы. Преуспев, он стал высокооплачиваемым рекламистом, но жаждал славы, которую не приносит реклама. Поиски своего стиля были мучительными и безуспешными, пока приятельница не посоветовала рисовать то, что он любит, к примеру, деньги или консервные банки с супом. Говорят, идею, которая принесла ему богатство и славу, Уорхол купил за 50 долларов. Монументальные полотна с изображением банок томатного супа «Кемпбелл» стали его визитной карточкой. При помощи шелкографии он научился опускать звезд до уровня толпы и раскручивать имена, как торговые марки.

Выставка «Энди Уорхол: художник современной жизни» в Мраморном дворце организована музеем Энди Уорхола в Питсбурге при спонсорской поддержке Фонда Alcoa. С ней только что ознакомились москвичи в Третьяковской галерее, из нашего города она отправится в Саратов. Творчество знаменитого мастера поп-арта представляют в России около двух сотен его картин, рисунков и фотографий. Редкие фильмы и архивные материалы дополняют представление о том, что оставил миру Энди Уорхол.

Такой значительный объем материала организаторам выставки пришлось разместить на двух этажах дворца, зато у посетителей есть возможность увидеть, как с течением времени менялся художник, его окружение и то, чем он занимался.

В экспозиции есть свидетельства первых коммерческих успехов. Особенно трогательны рисунки обуви. Самый большой раздел все-таки портреты. Этот жанр привлекал Уорхола всю его жизнь. Со стен на зрителя смотрят портреты не менее знаменитые, чем люди, на них изображенные. Это не раз повторяющиеся лица Элвиса Пресли, Жаклин Кеннеди, Мерилин Монро, Ленина, Эйнштейна… Уорхолу первому пришло в голову отразить время в вещах, ставших символами своего времени. С его легкой руки реклама обрела черты натюрморта. На выставке есть живописные и графические варианты изображения кока-колы, супа «Кэмпбелл», долларовых банкнот…

Кто-то из журналистов спросил куратора выставки: «Как надо смотреть Уорхола?». И получил короткий ответ — «просто». Уорхол создал собственный визуальный мир, его можно принять или отвергнуть.

От admin55