К 60-летию образования ЮНЕСКО под эгидой Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Комиссии Австрии по делам ЮНЕСКО, Комиссии Японии по делам ЮНЕСКО, Посольства Австрии Правительство Москвы, Московский музей современного искусства, Российская академия художеств, Кунстгалериен Боттингерхаус, Бамберг, Германия представляют выставку «Линия бесконечности». Фриденсрайх Хундертвассер, Шоичи Хасегава.

В прошлом веке человек вышел в космос, увидел Землю издалека. Найденные в начале прошлого века формы абстрактного искусства стали после этого события не столь отвлеченными, но наполненными смыслом и внятными многим зрителям. Фриденсрайх Хундертвассер вошел в искусство после Второй мировой войны, когда разорванная, собирающаяся с мыслями в хаосе разрухи Европа в муках рожала новое искусство. Он выбрал абстрактное.

Как самую точную форму, которая позволяла ему, философу, говорить о хаосе и гармонии, о материи построения жизни, оставаться религиозным мыслителем и быть своим в светских кругах. Он говорил о материи и духе, прорывах сознания, легко оперируя с символом окна и знаками спиралей, означающих бесконечные превращения форм жизни. Он стал любимцем интеллектуалов и признанным экспертом в вопросах современного стиля: он производил идеи и создавал для них контекст; был целой фабрикой, заводом, производящим архитектуру будущего и раскраску самолетов нового мира; марки для государств, известных больше филателистам — у них своя география и свои категории оценки приоритетов геополитики, — чем потребителям международных новостей: республики Сенегал и Островов Зеленого Мыса были ему едва ли не предпочтительнее ООН; а потом эти марки становились сокровищами Италии — именно там оценили его шедевры, назвав «Самыми прекрасными марками» и одарив золотой медалью государства, на протяжении пяти веков считающегося в Европе сокровищницей ее культуры.

Фриденсрайх Хундертвассер был великим мечтателем, сумевшим своей верой в осмысленность бытия заражать зрителей на всех континентах: его страна, Австрия, гордилась и возила его выставки повсюду, уверенная, что в современности лучше, чем этот художник она ничего не создала. Искусство Хундертвассера широко известно во всем мире, но не в России. Здесь его знают только профессионалы: теоретики искусства, сквозь блеск его афоризмов уличающие в нем дилетанта; архитекторы, прощающие ему чудаковатость и пышность, обращение к массовой, завороженной его кривыми домами, публике: что взять с художника? Его знает в России избранная публика: коллекция ювелирного дома FREY WILLE — «Посвящение Хундертвассеру» — едва ли не самая популярная в последнем сезоне. Фриденсрайх Хундертвассер сумел покорить японцев. Для них он был европейцем, объяснившим достоинства математического и автоматического подходов в творчестве. В стране интуиции и духа он был первым из европейцев, чьи гравюры резали мастера, воспитанные на пейзажах Хокусая; их мягкость и скрупулезность вдохнули чувственность в его схемы бесконечности. Манера и философия Хундертвассера оказались созвучны поискам молодого японского художника, под воздействием австрийца уехавшего в Париж изучать европейскую гравюру. Сегодня «японец в Париже» Шоичи Хасегава — один из мэтров печатной графики второй половины ХХ века.

Их соединение в одной выставке не случайно. Оба художника в абстракции нашли возможность оперировать символами, не теряя декоративности и загадочности, мистики материалов и увядания бумаг, живущих во времени. Хасегава — мастер более жесткий, обрывистый, Хундертвассер — автор «бесконечной линии», единой нити, с помощью которой в цепь связуются все вещи, обретая последовательность не только на плоскости листа, но последовательность временную и пространственную. Выставка «Линия бесконечности» — диалог двух художников, принадлежащих ХХ веку и миру. Выставка в Москве посвящена юбилею образования ЮНЕСКО, организации, на протяжении 60-ти лет работающей над гармонизацией международных отношений с помощью мировой культуры.

Фриденсрайх Хундертвассер (1928 — 2000) — Фридерик Стовассер, принявший в 1949 году имя, части которого означают «Царство мира» и «Сто вод». Австрийский художник, архитектор, дизайнер, теоретик искусства. Жил в Австрии, Франции, Японии, Новой Зеландии. Противник прямых линий как символа упадка, автор своеобразной графической техники «бесконечной линии», рисовальщик тысяч спиралей и сотен окон. Знаток современной психологии и философии, один из крупнейших провокаторов искусства второй половины ХХ века. Сумел объединить европейский абстракционизм и традиционную японскую технику гравюры на дереве. Одновременно разрабатывал архитектурные проекты для Европы, Америки и Японии; занимался дизайном для авиакомпаний и разрабатывал почтовые марки для ООН и государств по всему миру. Автор национального флага Новой Зеландии. Был награжден Золотым знаком Почетного гражданина Вены. Его здания в этом городе вошли в число основных архитектурных достопримечательностей столицы Австрии. Умер на борту корабля «Королева Елизавета II» в Тихом океане; погребен в «Саду счастливых мертвецов» в Новой Зеландии.

Шоичи Хасегава (род. 1929) — японский художник. В настоящее время живет в Париже. Родившись в пригороде Токио, он начал профессионально заниматься искусством только в 20 лет, но быстро достиг вершин мастерства и известности в Японии; выставки акварелей и станковой графики Хасегавы проходили в крупнейших галереях страны. Во время выставки 1961 года в галерее Ямамото в Токио художник знакомится с искусством Хундертвассера, что кардинально меняет его видение возможностей современного искусства. После изучения европейской школы гравюры в Париже художник становится одной из ключевых фигур в области печатной графики второй половины ХХ века. Произведения Шоичи Хасегавы хранятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Музее Метрополитен, Нью-Йорк, Национальной галерее искусств Канады в Оттаве, Городской картинной галерее Лидса, Великобритания.

Выставка проходит при поддержке и участии Посольства Австрии в РФ, компании NEC, Raiffeisen BANK, ювелирного дома FREY WILLE.

На выставке представлено более 100 произведений. Открытие выставки: 4 октября 2005 года в 18.00, Московский музей современного искусства. Выставка открыта до 15 декабря 2005 года с 12.00 до 20.00.

От admin55