Искусство ХХ века — Современное искусство

Современное искусство

Современное искусство придумывает все новые техники и образы. Открытия здесь практически не прекращаются. Возвращение к прошлому сегодня тоже может оказаться новаторством.

Крупнейшие художники

Бэкон (Фрэнсис; 1909 – 1992) – английский живописец. Подчеркивал страдание и смятение людей.

Бойс (Йозеф; 1921 – 1986) – немецкий художник, создатель объектов.

Фонтана (Лучио; 1899 – 1968) – итальянский живописец. Писал в основном однотонные холсты, в которых затем делал отверстия или надрывы, и всегда называл их одинаково «Космический концепт».

Клейн (Ив; 1928 -1962) – французский живописец. Создавал свои произведения с помощью огнемета, делал на холстах отпечатки тел обмазанных краской обнаженных натурщиц.

EndiU.bmpУорхол (Энди; 1929 – 1987) – американский живописец, один из главных представителей поп-арта, он стал известен своими многосоткратными воспроизведениями этикеток от супа «Кемпбел», портретов Мерилин Монро и Джеки Кеннеди.

На Западе в 1960-х гг. сложилось благополучное общество. Многочисленные направления в искусстве открывали новые техники и новые материалы. Некоторые направления создавало творчество одного мастера, например Фрэнсиса Бэкона (1909 – 1992).

Поп-арт и общество потребления

EU.bmp

Э.Уорхол «Мерилин 20 раз»

Пока Европа приходила в себя после войны, мир стал свидетелем экономического триумфа Соединенных Штатов. Часто американское общество того времени, где все продается и покупается, называют «обществом потребления». Модель этого общества скоро распространилась на богатые страны от Западной Европы до Японии и явилась темой художественных исследований. Поэтому под названием «поп-арт» («popular art» — «массовое искусство») объединяют произведения европейских и американских художников, которые в 1960-х гг. интересовались реалиями современного мира: машинами, мультипликацией, фотографиями из иллюстрированных журналов, звездами эстрады и кинематографа. Направление «поп-арт» зародилось в Англии, но настоящее развитие получило в Соединенных Штатах. Именно там Энди Уорхол (1929 – 1987) использовал в своих произведениях некоторые техники, характерные для общества потребления, например рекламу и серийное производство. Его творчество показывало, что искусству грозит опасность стать таким же товаром, как и любой материальный предмет. И при этом он подчеркивал, что воспроизведение образов ведет к их затаскиванью и опрощению, а заканчивается это разрушением изображенных предметов или персонажей. Тиражируемость и изобилие, являющиеся признаками богатства, утомляют. Джеймс Розенквист, (р. в 1933 г.), тоже американец, начинал рекламным художником. Этот свой опыт он использовал в таких ранних произведениях, как «Избранный президент», которые собирал из отдельно написанных секций, подобно афишам на кинотеатрах.

Новые искания

В 1960-е гг. абстрактное и фигуративное искусство больше не противопоставлялись: оба направления были приняты публикой. Традиционное деление на живопись, скульптуру, архитектуру тоже исчезло благодаря наполненным краской губкам Ива Клейна (1928 – 1962) и рваным картинам Лучио Фонтана (1899 – 1968). Понятие «произведение искусства» резко расширилось, хотя картины Лучио Фонтана, продырявленные и разрезанные бритвой, и сегодня вызывают удивление у публики. В любом случае Фонтана переизобрел живопись и скульптуру, так как, разрывая поверхность холста, он создавал ощущение реальной существующей за холстом глубины.

Одиночество человека

Untitled-1.jpgПараллельно с этими новыми техниками по-прежнему развивалась живопись маслом. Так, англичанин Фрэнсис Бэкон (1909 – 1992) писал картины, чаще всего изображая самого себя сидящим среди близких в центре комнаты. Свое присутствие он объяснял тем, что берет пример с величайших художников прошлого. Тем не менее искореженные лица его моделей и едкие цвета отражали внутреннюю неурядицу, в которой легко угадывались тоска и 777одиночество современного человека.

 Сила традиции

За исключением нескольких больших произведений, iozefB.bmpтаких, как, например, работы Йозефа Бойса, послевоенное искусство не далеко продвинулось вперед по сравнению с искусством, существовавшим за двадцать лет до того. Многочисленные музеи и выставки превратили возникновение новых направлений в обыденное явление, которое уже не интересует публику. Многие живописцы и скульпторы начинают работать с традиционными материалами, а архитекторы вдохновляются произведениями прошлых эпох. Тем не менее сюрпризы еще возможны. Например, в искусстве улиц, которое американец Кейт Харинг (1958 – 1990) продемонстрировал в Европе и Соединенных Штатах. Сюрпризы преподносят и развивающиеся страны, современное искусство которых Запад только начинает открывать для себя.

  Ансельм Кифер

 

Возвращение живописи

Начиная с 1980-х гг. многие художники вновь заинтересовались живописью, а Европа пережила возрождение интереса к зрелищной культуре. В Германии, культурная жизнь которой после военного поражения замерла, теперь вновь появились крупные творцы, которые обращались к теме недавней истории, часто через произведения, написанные в жанре пейзажа. Среди них можно назвать, например, Герхарда Рихтера (родился в Дрездене в 1932 г.), который изобразил на картине «Шенон» те места во Франции, где прошли смертельные бои XX века. Живописец, вдохновившийся всеми основными современными художественными направлениями, создавал также абстрактные картины, жанровые сцены, портреты и натюрморты. Немецкий художник Ансельм Кифер( р. в 1945 г.) воскрешает в памяти разрушения последней войны в мощных живописных произведениях, где смешивает краски с песком и свинцом. Интерпретировать эти произведения трудно: среди руин, в атмосфере катастрофы, Кифер часто располагает символ искусства и гения, например нарисованное или изваянное крыло.

«Постмодернизм», архитектурная революция

В гораздо большей степени, чем живопись, эволюционировала современная архитектура, вернувшись к традиционным формам и техникам. Сейчас вновь появились элементы, еще недавно отвергавшиеся, например колонны и башни, а старые строительные материалы, такие, как тесаный камень или керамическая плитка, потеснили цемент и стальную арматуру. Новый театр Карло Феличе в Генуе (Италия), созданный по проекту архитектора Альдо Росси (1931 – 1997), хорошо иллюстрирует эту тенденцию: благодаря центральному кубу, стоящему на вкопанном бордюре, здание больше похоже на дворец эпохи Возрождения, чем на современное сооружение. Возвращение к традиции является выражением сегодняшнего глубокого кризиса современной культуры, потери ею веры в прогресс. Научные открытия двух последних столетий не принесли человечеству ожидаемого нового равновесия. Надежды на то, что будущее – за модернизмом, также не оправдали себя. Возвращение к прошлому получило название «постмодернизм».

Источник: Издательство «Larousse»