Искусство ХХ века — Послевоенное искусство

Послевоенное искусство

Вторая мировая война расшатала мир. Изобретение атомного оружия стало угрожать самому существованию человека и всей жизни на Земле. Возникал неизбежный вопрос: возможно ли еще искусство, и какое оно отныне занимает место.

Крупнейшие художники

Дюбюффе( Жан; 1901 – 1985) – французский живописец, скульптор и писатель. На творчество его вдохновляли граффити и детские рисунки. Он также интересовался творчеством душевнобольных и придумал для него специальное название: «инстинктивное искусство».

Джакометти(Альберто; 1901 – 1966) – швейцарский скульптор и живописец. Создавал скульптуры, чрезвычайно вытянутые по вертикали и очень узкие в ширину.

Поллок(Джексон; 1912 – 1956) – американский художник, по собственному методу разбрызгивал жидкую краску по расстеленным на полу холстам огромных размеров.

Большинство послевоенных художников и скульпторов стремились избавиться от ужасных образов, отпечатавшихся в их памяти. На это время пришелся триумф абстракции, искусства без образов. Другие, чтобы выразить свое разочарование современным миром, интересовались людьми, отвергнутыми обществом. Так, художник и писатель Жан Дюбюффе(1901 – 1985) открыл для себя искусство душевнобольных.

 

Музей Гуггенхейма  Нью-Йорк

Нью-Йорк становится международной столицей созидания, а также торговли живописью и скульптурой и начинает соперничать с Парижем и Лондоном. Именно в Нью-Йорке открываются самые крупные музеи, посвященные искусству XX века, например Музей Гуггенхейма, построенный в 1943 – 1959 гг. по проекту архитектора Фрэнка Ллойда Райта(1869 – 1959).

 

 

Поллок: искусство в действии   Джексон Поллок за работой, 1950 г.

Европейские художники, в их числе многие сюрреалисты, нашли прибежище в Соединенных Штатах во время Второй мировой войны и оказали, особенно Пит Мондриан(1872 – 1944), сильное влияние на молодых американских художников. Среди последних –Джексон Поллок (1912 – 1956). Он использовал совершенно особую технику: на лежащий на земле холст, часто огромных размеров, он разбрызгивал или просто разбрасывал палкой краску. Иногда он расхаживал по холсту, держа в руке продырявленное ведро с краской, давая ей свободно просеиваться. Живопись Поллока получила название: «Живопись в действии».

 

 

Соединенные Штаты и Европа А. Джакометти «Женщина»      

«Живопись в действии» — первое из родившихся в Америке художественных направлений, которое стало экспортироваться. Но художники, родившиеся до 1910 г., такие, как швейцарский скульптор и живописец Альберто Джакометти(1901 – 1966) и Пабло Пикассо(1881 – 1973), продолжали идти своим путем. В своих поздних произведениях Пикассо несколько раз обращался к известным картинам, интерпретируя их по-своему, например «Завтрак на траве» Эдуарда Мане.

 

 

Дюбюффе и «инстинктивное искусство»

Француз Жан Дюбюффе несколько раз ездил работать в Нью-Йорк. Но важнейшая часть его творчества – открытие и развитие «инстинктивного искусства» проистекала в Европе. В 1945 г. Жан Дюбюффе придумал этот термин для обозначения произведений, созданных людьми, которые существуют вне общества, в больницах или сумасшедших домах и которых не затронуло традиционное обучение искусству. Для своих собственных произведений он использовал различные техники и материалы: глину, цемент, клей, крылья бабочек, эмаль, и даже тряпье.

 

 

Ж. Дюбюффе «Андре Дотель»

 

Источник: Издательство «Larousse»