Рогир Ван Дер Вейден
«Святой Лука, рисующий Мадонну»
Холст, масло. 1435-1440 гг.
Бостон, США. Музей изящных искусств
Образ Мадонны с Младенцем Христом на руках обычен для творчества художников эпохи Возрождения. Не стал исключением и Рогир ван дер Вейден. Подобно большинству нидерландских художников он состоял членом гильдии святого Луки – цехового объединения живописцев. (По преданию, именно святой Лука написал прижизненный портрет Богоматери. Поэтому он считался покровителем художников.)
Мария с Младенцем и святой Лука представлены в интерьере богатого дома. Богоматерь – миловидная простая женщина, только что покормившая Дитя. От ее облика веет покоем и мягкой женственностью. Материнская любовь ясно читается в прекрасном лице Марии, в жесте руки, бережно поддерживающей ребенка. Святой Лука замер над своим эскизом, поглощенный созерцанием Марии и Младенца.
Фоном картины служит пейзаж, наполненный особым смыслом. Уютен небольшой садик с цветущими растениями (символ Девы Марии), спокойна полноводная река (символ Крещения), льется с небес ровный свет (символ чистоты Богородицы). Картина полна молчаливой торжественности.