Ян Ван Эйк
«Портрет четы Арнольфини»
Дерево, масло, 1434 г.
Лондон, Великобритания. Национальная галерея
На этом знаменитом портрете нидерландский живописец Ян ван Эйк запечатлел момент бракосочетания молодой пары.
Обряд, совершенный дома в присутствии двух свидетелей, в XV веке приравнивался по значимости к церковному. Помимо будущих супругов в комнате находятся и другие люди, их отражения можно увидеть в выпуклом зеркале. Автограф ван Эйка, четко выведенный на стене комнаты, как бы подтверждает действительность происходящего.
Портрет замечателен своей монументальностью, особой торжественностью и в то же время – яркостью интимных характеристик персонажей. В образе Джованни Арнольфини, представителя банкирского дома Медичи в Брюгге, подчеркнуты целеустремленность, честолюбие, скрытность и сила. Его молодая жена Джованна воплощает собой нежность и покорность. Интерьер комнаты наполнен аллегорическими предметами, например, апельсины символизируют радости супружества, четки – благочестие, собачка – верность и т.д. Единственная горящая в люстре свеча (символ веры) призвана не просто светить, а освящать происходящее.