Живопись великих художников — Питер Пауль Рубенс

Питер Пауль Рубенс

Похищение дочерей Левкиппа
Дерево, масло. 1619-1620 гг.
Мюнхен, Германия. Старая пинакотека

Близнецы Кастор и Полидевк были сыновьями спартанской царицы Леды и бога Зевса, могущественного владыки Олимпа. Никто не мог превзойти их в силе и воинской доблести. Полубоги очень удивились, найдя столь же сильных соперников в лице братьев Афареидов – простых смертных!

Детям Зевса позволено многое. Им не страшны гнев богов и осуждение людей. А как сильнее всего унизить противников? Кастор и Полидевк решили выкрасть дочерей царя Левкиппа, обрученных с Афареидами…

Не такими уж беспомощными оказались девушки! Никто не откликается на их мольбы о помощи, но царевны отчаянно сопротивляются похитителям. Напряженные лица мужчин, вставшие на дыбы кони, сползающие на землю яркие одеяния – все говорит об упорной борьбе.

Внимательно наблюдает за схваткой крылатый мальчик, Эрот, держащийся за поводья одной из лошадей. Вечно юному богу любви интересно, чем закончится эта история?

Христос в терновом венце
Дерево, масло. Ок. 1612г.
Санкт-Петербург, Россия. Эрмитаж

На одной из наиболее известных картин мастера изображена библейская сцена, последовавшая за разговором плененного Христа с римским наместником Иудеи-Понтием Пилатом. Пилат нашел, что никакой угрозы для римской власти Христос не представляет. Однако фарисеи (ученые люди, считавшиеся духовными наставниками израильтян) продолжали настаивать на казни «самозваного Мессии»… По выбору толпы, собравшейся на это зрелище, одному из приговоренных обычно даровали помилование. Подученные фарисеями, люди выкрикнули имя разбойника Вараввы, а не Иисуса…

Рубенс изобразил Христа перед распятием. Издеваясь над новым «Царем Иудейским», воины «короновали» Мессию колючим терновым венцом. Один из воинов накидывает на плечи Иисуса багряный плащ, создающий на картине «огненный» фон, который по цвету перекликается с капельками крови, стекающими из-под «короны» Христа, и кровавыми рубцами, оставшимися после побоев. В образе Иисуса Рубенс попытался подчеркнуть внутренние мощь и красоту через внешний облик – четко выписаны атлетическая фигура, красивое спокойное лицо с умными, читающими будущее глазами.

Источник: Русское энциклопедическое товарищество