Живопись великих художников — Питер Брейгель Старший

Питер Брейгель Старший

«Детские игры»
Дерево, масло. 1560 г.
Вена, Австрия. Музей истории искусств

Фантастический город предстает перед зрителем на картине. На его улицах не видно ни одного взрослого человека. Только дети живут в этом мире игр. Оставшись без строгого присмотра родителей и воспитателей, мальчики и девочки увлеченно занимаются своими делами.

Дети скачут верхом на палках, запускают волчки, выдувают мыльные пузыри, ездят друг на друге, купаются. Копируя взрослых, они изображают рыцарский турнир, торговлю в лавке, свадьбу. Художник стремится дать как можно более полное представление обо всех известных ему детских забавах. Считается, что это произведение должно было стать первым в задуманной мастером серии «Возрасты человека». Видимо, поэтому здесь нет взрослых – они должны были появиться на следующих картинах.

Лица детей поразительно серьезны. Брейгель почти никогда не изображал улыбающихся лиц. Кроме того, герои картины еще не способны воспринимать игру как забаву. Это их жизнь, и она так же сложна и трудна, как и мир взрослых.

«Вавилонская башня»
Дерево, масло. 1563г.
Вена, Австрия. Музей истории искусств

Одна из библейских историй рассказывает, как жители города Вавилона в своей гордыне решили возвести башню высотой до Небес. Замысел этот не удался, потому что Бог смешал языки строителей, заставив их говорить на разных наречиях. Люди перестали понимать друг друга, бросили работу и рассеялись по свету.

К сюжету о недостроенной башне Питер Брейгель обращался несколько раз. Художнику по душе была идея уподобить богатые города своей родины Вавилону.

…Колоссальных размеров сооружение высится посреди города, в котором современники художника узнавали Антверпен. Нижняя часть башни вырублена из скалы. Упорный труд тысяч людей преобразовал бесформенную глыбу в изящный каскад арок. Брейгель выписывает мельчайшие подробности строительных работ. Он восхищается трудолюбием зодчих и каменщиков, которых отождествляет со своими согражданами. Картина могла бы считаться гимном труда, но сама праздничность ее вызывает горькие чувства. Все-таки башня, возводимая с таким усердием, с такой любовью, никогда не будет достроена, потому что не угодна Богу.

Источник: Русское энциклопедическое товарищество