Франсиско Гойя
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентеса (1746-1828) называют последним великим живописцем и первым великим – в новой живописи. Самые крутые повороты судьбы художника совпадают с трагическими событиями в жизни его родной Испании. Гойя родился в местечке Фуэндетодос близ Сарагосы, учился живописи у мастеров Испании и Италии и испытывал самые различные влияния. Для королевской мануфактуры Санта-Барбара он в течении пятнадцати лет делал картоны для шпалер, изображая безмятежные сцены из жизни Испании. Многие из них исполнены в игривом духе рококо. Со времени своего прибытия в Мадрид Гойя пишет многочисленные портреты самого разного толка. Это и парадные портреты, блистающие красками нарядных одежд, и строгие живописи, но глубокие по характеристике образы. В 80-е годы Гойя был весьма почитаем в обществе. В 1785 году он стал заместителем директора Академии Сан-Фернандо, в 1786-м – художественным руководителем королевской шпалерной мануфактуры. В 1789 году он получил звание придворного художника, однако продолжал сохранять независимость своих взглядов. В восьмидесяти трёх офортах серии «Капричос» (1793-1797) он показал целый мир фантастических образов, словно воплотивших в себе страшные пороки тогдашней испанской жизни и человеческой души. Время, когда Гойя приступил к «Капричос», совпало с периодом его тяжёлой болезни: Гойя навсегда потерял слух.
К 90-м годам столетия в искусство Гойи проникают романтические мотивы «иной» жизни. Гротеск и волнующий сплав реальности с фантастикой позволяют увидеть в такой живописи органическое единство традиций народной культуры, влияния великих мастеров гротескного реализма прошлого и новейших тенденций романтического искусства.
Источник: Олма-пресс