Боннар Пьер
Боннар Пьер
(1867, Фонтене-о-Роз, близ Парижа — 1947, Ле-Канне, Приморские Алъпы)
Французский живописец, график. Родился в состоятельной семье, получил высшее юридическое образование. Рано начал рисовать, в конце 1880-х поступил в Школу изящных искусств в Париже. Посещал Академию Жюлиана (1887), где сблизился с Дени, П. Серюзье, П. Рансоном, Вюйаром, основателями объединения «Наби» (от др.-еврейск. — пророк, 1889). Испытал влияние Дега, Гогена.
Будучи одним из провозвестников модерна, Боннар стремился внести эстетическое начало в повседневное окружение человека. Его афиши, ширмы, рекламные плакаты, обложки журналов («Ревю Бланш») становятся произведениями подлинного искусства и приносят автору успех и известность. Увлечение японской гравюрой сказывается у художника в построении пространства, в решении композиции, размещении текста. Работы Боннара прекрасно передают дух времени, атмосферу эпохи конца IXX в. Он мастерски работает силуэтом, умеет извлечь из линии и пятна максимум выразительности, остро схватывая характер явления. Его рисунок артистичен, образы емки и подчас гротескны, но взгляд художника на мир исполнен мягкого юмора и доброжелательности: серия «Парижские сценки» (1895-99); «Французское шампанское» (1891, рекламный плакат); «Ла Ревю Бланш» (1894, реклама журнала); иллюстрации к «Дафнису и Хлое» Лонга (1902). К концу 1890-х Боннар все большее внимание уделяет живописи, изучает опыт импрессионистов, пишет наполненные воздухом и светом пейзажи: «Прогулка на лодках в Шату» (ок. 1896, Нью-Йорк, частное собрание); «Начало весны» (ок. 1903, ГЭ) — одно из самых поэтичных полотен Боннара. Чудо пробуждения природы олицетворяют здесь фигурки маленьких задумчивых фавнов, сидящих на пригорке среди нежной весенней зелени (другое название «Маленькие фавны»). Декоративный талант Боннара, его тяга к синтезу раскрылись в серии монументальных панно, заказанных И.А. Морозовым в 1911-12 для особняка на Пречистенке: «Средиземное море» (ГЭ); «Ранней весной в деревне» и «Осень, сбор фруктов» (обе — ГМИИ). Стремясь сохранить плоскость стены, Боннар не всегда следует законам прямой перспективы, обобщает формы, нивелирует эффекты светотени; реальные предметы и фигуры превращаются подчас в декоративные арабески, объемы — в цветовые пятна, а сами панно уподобляются красочным гобеленам. Боннар любит писать интерьеры жилых комнат с фигурами людей. Он создает своеобразный «портрет» жилища, помогающий понять характеры его обитателей, их взаимоотношений, воссоздавая особую духовную среду. Он пишет женщин, занятых туалетом, нехитрыми домашними делами или просто погруженных в раздумье. Пространство его картин заполнено светом, мерцанием цветовых бликов и тишиной: «Обнаженная против света» (1908, Брюссель, Королевский музей изящных искусств); «Обнаженная в зеленых туфельках» (1925, Чикаго, частное собрание). Нередко интерьер сочетается с открытым пространством — окно, дверь распахнуты в сад — этим как бы утверждаются добрые отношения человека и природы: «Балконная дверь» (1933, Париж, частное собрание). Боннар много путешествовал, посетил Бельгию, Голландию (1907), Италию (1910, 1922), Германию (1913), Испанию, Англию, Алжир, Тунис, США (1926).