Живопись великих художников — Боннар Пьер

Боннар Пьер

 

Боннар Пьер

(1867, Фонтене-о-Роз, близ Парижа — 1947, Ле-Канне, Приморские Алъпы)

Французский живописец, график. Родился в состоятельной семье, получил высшее юридическое образование. Рано начал рисовать, в конце 1880-х поступил в Школу изящных искусств в Париже. Посещал Академию Жюлиана (1887), где сблизился с Дени, П. Серюзье, П. Рансоном, Вюйаром, основателями объединения «Наби» (от др.-еврейск. — пророк, 1889). Испытал влияние Дега, Гогена.

 Будучи одним из провозвестников модерна, Боннар стремился внести эстетическое начало в повседневное окру­жение человека. Его афиши, ширмы, рекламные плакаты, обложки журналов («Ревю Бланш») стано­вятся произведениями подлинного искусства и при­носят автору успех и известность. Увлечение япон­ской гравюрой сказывается у художника в построении пространства, в решении композиции, размещении текста. Работы Боннара прекрасно передают дух вре­мени, атмосферу эпохи конца IXX в. Он мастерски работает силуэтом, умеет извлечь из линии и пятна максимум выразительности, остро схватывая харак­тер явления. Его рисунок артистичен, образы емки и подчас гротескны, но взгляд художника на мир исполнен мягкого юмора и доброжелательности: се­рия «Парижские сценки» (1895-99); «Французское шампанское» (1891, рекламный плакат); «Ла Ревю Бланш» (1894, реклама журнала); иллюстрации к «Дафнису и Хлое» Лонга (1902). К концу 1890-х Боннар все большее внимание уде­ляет живописи, изучает опыт импрессионистов, пишет наполненные воздухом и светом пейзажи: «Про­гулка на лодках в Шату» (ок. 1896, Нью-Йорк, частное собрание); «Начало весны» (ок. 1903, ГЭ) — одно из самых поэтичных полотен Боннара. Чудо пробужде­ния природы олицетворяют здесь фигурки малень­ких задумчивых фавнов, сидящих на пригорке среди нежной весенней зелени (другое название «Малень­кие фавны»). Декоративный талант Боннара, его тяга к синтезу раскрылись в серии монументальных панно, заказанных И.А. Морозовым в 1911-12 для особ­няка на Пречистенке: «Средиземное море» (ГЭ); «Ранней весной в деревне» и «Осень, сбор фруктов» (обе — ГМИИ). Стремясь сохранить плоскость сте­ны, Боннар не всегда следует законам прямой перс­пективы, обобщает формы, нивелирует эффекты све­тотени; реальные предметы и фигуры превращаются подчас в декоративные арабески, объемы — в цвето­вые пятна, а сами панно уподобляются красочным гобеленам. Боннар любит писать интерьеры жилых комнат с фигурами людей. Он создает своеобразный «портрет» жилища, помогающий понять характеры его обитателей, их взаимоотношений, воссоздавая особую духовную среду. Он пишет женщин, занятых туалетом, нехитрыми домашними делами или про­сто погруженных в раздумье. Пространство его кар­тин заполнено светом, мерцанием цветовых бликов и тишиной: «Обнаженная против света» (1908, Брюссель, Королевский музей изящных искусств); «Обнаженная в зеленых туфельках» (1925, Чикаго, частное собрание). Нередко интерьер сочетается с открытым пространством — окно, дверь распахнуты в сад — этим как бы утверждаются добрые отноше­ния человека и природы: «Балконная дверь» (1933, Париж, частное собрание). Боннар много путеше­ствовал, посетил Бельгию, Голландию (1907), Ита­лию (1910, 1922), Германию (1913), Испанию, Анг­лию, Алжир, Тунис, США (1926).