Публикации о наших художниках — Палитра деревенского пейзажа

Палитра деревенского пейзажа

В журнале «artcouncil» была опубликована статья посвященная одному из наших художников — Виктору Антипенко, поэтому мы не могли оставить это без внимания и разместили ее на страницах нашего сайта.

Две страсти: путешествия и цветовая гармония пластически цельного окружающего мира были всегда самыми волнующими для меня. Красота российской природы и русской глубинки сделали деревенский пейзаж моим любимым жанром.

Тихие заводи, речные откосы, околицы деревень, заросшие травой сельские дворики, ласково освещенные солнцем, хранят память столетий и живое биение пульса сегодняш­него дня. Все это не может не волновать и очаровывать, возбуждать глубокие чувства и эмоции. Может быть, поэто­му знакомство с новыми уголками нашей Родины, желание найти образный язык их изображения слились в единую творческую потребность. И теперь прогулки, поездки и пу­тешествия немыслимы без этюдника и красок. Работая в жанре деревенского пейзажа, прежде всего заду­мываешься о том, что в системе исторических и духовных ценностей отечественная архитектура представляет интерес как своеобразная летопись нашего государства. В архитек­турном наследии России нашли отражение особенности бы­та нашего народа, традиции, национальное своеобразие. За внешней простотой деревенских домишек чувствуются сила и мощь духа их творцов, теплота человеческих рук.

Избушка лесника. х/м, 40х50 2003. На эту русскую избушку набрел случайно. Тихий, уединенный уголок среди леса. А живет в нем удивительный человек-дед Влас, и его незатейливый огородик, с любовью собранные стожки сена и все, что окружает этот домик, наполнены единством с природой и великой любовью.

Для изображения этого прекрасного наследия хочется най­ти особый образный язык, уйти от бездушного копирования натуры, навязчивых технических приемов и сложившихся штампов фальшивой «картинности», не связанных с ценно­стью изображаемого.

Безусловно, зрители благодарно воспринимают деревен­ские пейзажи, в которых художник не только эмоциональ­но выражает свои убеждения, мысли и чувства, но и пре­красно владеет техникой, мастерски используя пластиче­ские и живописные возможности материала. Этюд для меня — это неторопливый разговор с самим собой о непреходящих ценностях жизни и ее красоте. Сюжеты моей живописи просты. В этом, думаю, и кроется их притя­гательная сила.

Для этюдов хороша любая погода. Вы находите «скрытые прелести», доступные лишь вашему глазу. Увиденное вами, не замеченное другими, «скрытое», силой вашего таланта преобразится на холсте, и вдруг станет узнаваемым для всех как единственно верный, точный, знакомый образ. Природа всегда прекрасна. Безусловно, солнечная погода интересна и выигрышна для художника. Здесь можно найти миллион цветов, солнечных бликов, игр теней. Меня же больше привлекает спокойное состояние натуры, ровные, сближенные тона. Палитру составляю из четырех-пяти цве­тов, не более. Так подбирали палитру многие мастера про­шлого. Скорее всего это внутреннее мироощущение. На­пример, поздней осенью, когда очень сыро и пасмурно, по­сле дождя или в зимнюю оттепель, когда, казалось бы, все серо и уныло, приглядитесь и вы увидите очень интересное состояние, тончайшие тональные отношения, необыкно­венно гармоничную цветовую гамму, не яркую, но колори­стически очень богатую.

Что касается выбора пейзажа, то необычное, неповторимое и уникальное находится рядом с нами. Для меня это покосившиеся деревенские домики, причуд­ливый рельеф местности, обрывы, возвышенности, стога сена. Я ощущаю прелесть уютного быта деревенских жите­лей, дорогой для горожан лиризм тихих улочек со старин­ными церковками, пробуждающиеся в ожидании человека пейзажи, манящие к себе.

 

Затопленные дачи. х/м. 40х50. 2001г.

Может быть, нашим современникам необходимо как раз ощущение, что «где-то есть простая жизнь и свет прозрач-ный, теплый и веселый». И, наверное, подсознательно зри-тель ждет от искусства несуетных ритмов, целомудренной первозданности, «преданий старины». И вот пейзаж выбран. Стараюсь быстро установить этюд­ник, потому что дорога каждая минута. Наношу на холсте тонкие очертания рисунка углем или карандашом. Многое зависит от правильного рисунка и композиционного реше-ния. Сразу начинаю глубокое пастозное письмо, потому что на предварительный подмалевок просто нет времени. Предпочитаю писать на грубом зернистом холсте, сохраняя четкие контуры и кладя краски толстым пастозным слоем. Цветовая гамма рождается при первом взгляде на пейзаж, цвет должен быть конкретный.

Начинаю писать небо. От него зависит колорит снега или травы, все зависит от небесного освещения. Оно насыщено безграничным количеством цветов. Быстро работаю, про-писывая моментальное небесное величие. Затем подчиняю небу все остальное. Плавно опускаюсь вниз. Кладу мазки на снегу, избушках, деревьях. Очень много работаю с пали-трой. Начинается игра красок, мазков. Собираю их воеди-но и подчиняю общему колориту.

Все происходит стремительно, быстро. И когда холст пол-ностью заполнен цветовой гаммой, начинаю добавлять детали, прорисовывая тонким колонком ветки, строения, купола.

 

Натюрморт «Подсолнухи». х/м. 60х70. 2001г.

У каждого художника свой регламент. Я же отвожу на этюд не более 2-3 часов, так как состояние природы очень быст­ро меняется, особенно зимой и осенью. Этюд никогда не может быть законченным, самое главное — суметь передать первое впечатление.

Вернувшись в мастерскую, к этюду не притрагиваюсь, ниче-го не правлю. Считаю, что он должен оставаться целомуд-ренным и трогать это первозданное величие просто грех. Важно, чтобы каждая работа имела духовное начало, стре-мление к свету и добру.

Я мечтаю писать так, чтобы через простые, понятные моти­вы, через кусочек природы вся земля виделась. На вернисажах, в картинных галереях люди по-особому пристально смотрят на пейзажи. Наверное, потому, что человек теперь слишком часто бывает разлучен с природой, а тяга к тишине леса, простору поля извечна.
Я очень люблю бывать на природе или оставаться один в своей мастерской. От работы получаю огромное удовольствие. Самое большое счастье — чтобы зритель понимал мои работы, чтобы они доставляли ему радость, помогали справиться с печалями. Поэтому всегда, подходя к мольберту, я прошу благословения у Бога, чтобы каждая работа вытесняла зло из нашей жизни, и уж конечно, чтобы она попала в добрые руки.

Ольга Антипенко