Византия и христианское искусство
Хронология
- VII век до н.э. – основание Византии греками.
- 313 г. н.э. – Миланский эдикт: конец языческих гонений, признание христианства государственной религией Римской империи.
- 330 г. – основание императором Константином Константинополя на месте Византии. Византийское искусство: прославление Бога и императора.
- 395 г. – разделение Римской империи на Западную (Рим) и Восточную (Константинополь).
- 476 г. – падение Западной Римской империи.
- 532 -535 гг. – строительство императором Юстинианом собора Святой Софии в Константинополе.
- Около 547 г. – мозаики церкви Св. Аполлинария близ Равенны (Италия).
- 988 г. – крещение Руси.
- 1453 г. – взятие Константинополя турками-османами. Константинополь становится Стамбулом, одной из исламских столиц мира.
С 395 г. Римская империя разделилась на Западную Римскую и Восточную Римскую империи. На развалинах древней Византии император – христианин построил новую столицу Восточной Римской империи – Константинополь (ныне – Стамбул). В 476 г. под натиском варваров пал Рим, а с ним и Западная Римская империя, но Восточная империя продолжала существовать и крепнуть, что подтверждалось усиленным строительством грандиозных зданий, среди которых выделялась грандиозными размерами купола и роскошью убранства Святая София в Константинополе, законченная в 537 г. Искусство Восточной империи, называемое также византийским искусством, оказывало огромное влияние на искусство Запада долгие века вплоть до схизмы – распада единой христианской Церкви на Западную (католическую) и Восточную (православную) и формального их разрыва в 1054 году. Типология многих христианских сюжетов пришла в искусство Запада именно из Византии.
Огромные купольные соборы
Собор Святой Софии построен в Константинополе по повелению императора Юстиниана (482 – 565). Огромными размерами здание напоминало самые впечатляющие римские постройки, но было новым по форме. Купол, который возвышается над землей на 55 м, образует полусферу, опирающуюся своим огромным весом на ряд меньших полусфер, расположенных по его периметру. Интерьер Святой Софии украшали многоцветные мозаики, фон которых был выполнен из кубиков золотой смальты. Невероятной красоты и богатства внутреннее убранство Святой Софии погибло при взятии Константинополя турками в 1453 г., а сам храм был превращен в мечеть.
Резная слоновая кость и мозаики
Святая София стала образцом при строительстве больших купольных храмов в разных странах, например, собора Святого Марка в Венеции. Но влияние византийского искусства на Запад не ограничивалось архитектурой. Оно касалось и декоративной скульптуры, для которой восточные барельефы из слоновой кости были каноном. Когда империя установила контроль над Равенной и севером Италии в VI веке, византийские мастера привезли с собой искусство мозаики из цветного стекла, гораздо более яркой, чем римская мозаика из камня.
Иконы
Иконопочитание характерно для православия. Для православного верующего иконы – это символы, несущие отсветы иного, высшего мира и таящие в себе частицу божественной энергии. Икона пишется на деревянной доске, покрытой тонким слоем левкаса. После того как на него наносится рисунок, художник пишет темперой (пигменты, смешанные с водой с добавлением яйца, камеди, клея), правда, с XIX века стали появляться иконы, написанные маслом. Величайшим иконописцем русского средневековья был Андрей Рублев (ок. 1370 – ок. 1430), причисленный уже в наши дни Русской православной церковью к лику святых.
Византийское искусство и Запад
В период наивысшего расцвета византийской культуры Запад переживал мрачные годы вторжений и разрушений. Некоторые предметы, созданные в Константинополе, например, предметы из резной слоновой кости, попадали тем не менее в европейские королевские дворы. В конце средних веков бюст императора Константина был использован повторно и «посажен» на королевский скипетр из позолоченной бронзы.
Источник: Издательство «Larousse»