Романтизм и реализм
Крупнейшие художники
Курбе (Гюстав; 1819-1877) – глава французской реалистической школы. Писал крупными мазками и наравне с кистью использовал нож.
Делакруа (Эжен; 1798-1863) – писатель, искусствовед и в первую очередь художник огромного таланта. Он стал бесспорным лидером художников – романтиков благодаря ярко выраженному пристрастию к Востоку, экзотическим и диким сценам, теме женщины – жертвы сладострастия, навязчивой идее смерти.
Мане (Эдуард; 1832-1883) – один из основоположников импрессионизма. Писал свободными мазками, смело сталкивая жизнерадостные и веселые цвета, пытался передать сияние, идущее с неба, туманные пейзажи.
Живопись, скульптура и литература романтизма наполнена героями, но героями несчастными: отныне искусство отражает как человеческую силу, так и слабость. Художники – реалисты, напротив, считали, что для искусства существует одна тема – общество и его нравы.
Новый человек
Наполеон Бонапарт (1769-1821) был для романтиков образцовым героем: судьба вознесла его на непомерную высоту и затем жестоко бросила в бездну. Он вышел победителем из многих битв, завоевал народы, основал империю, а затем потерпел поражение и закончил свою жизнь в изгнании. Неудивительно, что он стал персонажем множества поэм, стихов, полотен, скульптур и не только во Франции, но и в странах, бывших еще недавно его противниками. Чувствительная манера
Некий налет романтизма появился уже в конце XVIII века в немецкой и английской живописи, например в полотнах Уильяма Тернера. Но расцвет эпохи романтизма в скульптуре, живописи, как и в литературе и музыке, приходится на 1820-1850-е гг. Эжен Делакруа (1798-1863) выражал силу своих чувств в монументальных, полных блеска и движения произведениях. Оригинальность техники соответствовала дерзости его таланта: так в картине «Свобода, ведущая народ» рисунок позволяет показать движение, а цвет подчеркивает драматизм изображаемых событий и отношение к ним автора. Делакруа отрицал интеллектуальную живопись и надеялся открыть неведомые миры. Неведомая страна грез – далекий Восток входил тогда в моду, и романтизм приобретал ориентальный оттенок.
Реальность без маски
Зато произведения Гюстава Курбе (1819-1877) абсолютно лишены какой бы то ни было романтики и построены на суровом уважении к реалиям окружающего мира. Сам мастер говорил, что хочет изображать «реальные и существующие вещи». Художник – реалист раздражал публику и критиков неистовой, доходящей порой до грани приличия и вкуса силой некоторых своих сюжетов, например массовых или политических сцен. В картине «Погребение в Орнане» Курбе изобразил будничный эпизод провинциальных похорон на огромном холсте (более 6 метров), как бы приравняв его к грандиозной исторической сцене. Жюри выставки ежегодного Салона, проходившего в Париже в 1865 г., отказалось включить картину в экспозицию. И тогда Курбе решил выставить ее в построенном на собственные средства «Павильоне Реализма».
Эдуард Мане
Эдуард Мане (1832-1883) изображал быт парижской буржуазии времен Второй империи. Он привлек внимание нескольких литераторов, которые также были искусствоведами: Шарля Бодлера (1821-1867), Эмиля Золя (1840-1902), а поздней Стефана Малларме (1842-1898). «Я пишу то, что вижу», — заявлял Мане, вдохновлявшийся также японскими гравюрами испанским искусством при создании упрощенных изображений, без глубины, таких, как, например, «Флейтист». Мане писал очень контрастными светящимися красками, широкими быстрыми мазками. В то время такая техника расценивалась как грубая и вульгарная.
Источник: Издательство «Larousse»