История европейского искусства — Романское искусство и готика

Романское искусство и готика

Хронология

  • X век – распространение по всей Европе романского искусства. Оно характеризуется использованием каменных сводов вместо деревянных несущих конструкций и потолков, а также богатым скульптурным декором и яркими фресками, покрывающими стены храмов.
  • 1140 г. – первые признаки готического стиля в Иль де Франс. Соборы становятся выше и светлее; настенную роспись сменяют витражи. Иногда появляются статуи – колонны у порталов.
  • Вторая половина XIII века – расцвет церковной скульптуры. Наиболее предпочитаемая тема – Мадонна с младенцем. Готический стиль распространяется по всей Европе лишь с небольшими вариациями в разных странах.

С начала романского периода до конца готического прошло пять веков, за время которых архитектура приспособилась к новым духовным запросам людей. Церковные постройки становились все более зрелищными. В искусстве чистота и величественность постепенно уступали место эмоциональности и утонченности.

 

 

Строительство церквей

Начиная с X века растет число церквей в Германии, Италии, Испании и Франции, увеличиваются их размеры и высота. Церковь – это место, где христиане могут найти прибежище и вознести молитву Всевышнему. Многочисленные романские церкви строятся вдоль паломнических трасс. Например, церкви в Риме или в Сантьяго – де – Компостела ( Испания), которые были выстроены по инициативе монахов аббатств Сито и Клюни. В романский период (с X по XII век), старые деревянные кровли заменялись каменными, более тяжелыми. В церковном строительстве широко стали применяться своды – полуарки, образующие опору для крыши и переносящие всю нагрузку на стены. Чтобы стены оставались устойчивыми под воздействием распора, понадобилось впритык строить второе, меньшее по размерам здание. С задней стороны собора Богоматери в Паре – ле – Моньяль хорошо виден ряд построек, жмущихся по периметру к основному зданию, чтоб его поддерживать.

Храмы становятся выше и светлее

В готический период (XIII – XV века) архитекторы пытаются найти иное решение для распределения нагрузки основной конструкции храма в отличие от строительства дополнительных зданий, утяжеляющих сооружение. Возникает система аркад, опирающихся на стены и связывающих их с наружной колоннадой церкви. Окон становится больше, форма их вытягивается, что усиливает впечатление устремленности ввысь. Свет в помещение проникает через витражи, сделанные из кусочков разноцветного стекла. Готическая скульптура на фасадах церквей сначала ограничивалась только статуями – колоннами: длинные неподвижные силуэты царей и пророков, строгие лица, тела, лишенные бедер и плеч. В начале XIII века скульптура ожила: возникла пластика, лица помолодели, появилась «льющаяся» драпировка. XV век венчает развитие готики рядом живописных произведений удивительной силы («Пьета» из Вильнев – лез – Авиньона). Мастера различных ремесел изобретают все более сложные техники. Мы видим это на примере тонких и изящных гобеленов («Дама с единорогом»). Готическое искусство становится все более смелым, но иногда теряется в деталях.

Скульптура: романское искусство и готика

Романская скульптура сдержанна, полна достоинства, ее контуры мягки и округлы. Готическая скульптура – более свободна: фигура, опирающаяся на одну ногу, женственное, улыбающееся лицо, каскадом ниспадающая одежда.

Источник: Издательство «Larousse»