История европейского искусства — Рим и Империя

Рим и Империя

Хронология

  • VIII век до н. э. – начало цивилизации этрусков. Искусство этрусков – в основном погребальное по тематике (живопись, скульптура, саркофаги), но жизнеутверждающее по духу.

  • 753 г. до н.э. – основание Рима.

  • 509 г. до н.э. – Римская республика – наследница этрусских правителей. Идейная направленность римского искусства – нравственная и политическая.

  • 27 г. до н.э. – присуждение сенатом Октавиану титула Августа – «возвеличенного божеством».

  • Начало II века н.э. – Римская империя занимает все территории вокруг средиземноморского бассейна, Западную и часть Центральной Европы. Римское искусство – отражение мощи и масштабности имперского духа.

  • I – III века н.э. – золотой век римского скульптурного портрета.

  • 395 г. н.э. – разделение Римской империи на две части – Восточную (со столицей в Константинополе) и Западную (со столицей в Риме).

  • 476 г. – падение Рима. Конец Западной империи.

Согласно легенде, первыми римскими правителями были этруски, жители древней Тосканы (Центральная Италия). Их искусство сильно повлияло на римское. В многочисленных этрусских погребальных сооружениях найдены предметы повседневного быта, прежде всего сосуды, сделанные с великим мастерством. Погребальные камеры этрусков украшали яркие фрески, воспевающие радости земной жизни, а на саркофагах усопшие изображались пирующими в кругу родных и друзей.

 

Римский скульптурный портрет

В ранний период истории Рима его искусство почти не отличалось от этрусского. Но с распространением власти Рима на юг Италии (до этого находившийся под греческим господством), этрусков в качестве образца сменили греки: римские художники копировали классическую греческую скульптуру и вдохновлялись движением в эллинистическом искусстве, архитекторы осваивали формы храмов и мотивы греческих капителей. Но главное, что заимствовали римляне у греческого искусства уже эллинистической эпохи, это идея реалистического скульптурного портрета, ставшего высшим достижением римского искусства. Создавая в погребальных и религиозных целях портрет, римские мастера, в отличие от греческих эпохи классики, увековечивали черты конкретного человека во всей их неповторимости. Портрет мог нести и политический смысл. На барельефе Алтаря Мира император Август представлен в окружении абсолютно узнаваемых членов семьи, ибо он хотел, чтобы история его правления ассоциировалась не только с ним, но и с его семьей. Бронзовый портрет Адриана – в большей степени портрет человека, чем императора. С течением времени определенная жестокость, даже беспощадность римского искусства портрета стремительно уступает место предельной утонченности. И вскоре портрет достигает впечатляющего реализма с легким налетом карикатурности.

 

Памятники по всей Империи

Архитекторы и градостроители работали не только в больших городах империи, но и в самых отдаленных ее уголках. Во Франции и Испании, странах Северной Африки и в Югославии мы восхищаемся величественными храмами, огромными театрами, дворцами, триумфальными арками и цирками, пусть даже дошедшими до нас в величественных руинах, как, например, знаменитый Колизей в Риме. Такие инженерные сооружения, как виадуки и акведуки или мосты, служат людям кое–где и в наши дни. Они доносят до нас дух давно минувшей эпохи. А иногда история позволяет нам заглянуть и в будни империи. Погребенные под пеплом во время извержения вулкана Везувия в 79 г. н.э. небольшие города Помпеи и Геркуланум сохранились целиком со своими улочками, площадями, тавернами, банями и шикарными виллами богатых людей, украшенными чудесными фресками и мозаикой, содержанием которых были не только мифы о богах и героях, но и сценки повседневной жизни.

Кельты

Жившие к северу от Италии, на территории современных Франции (Галлия), Германии и Британских островов, кельты долго воевали с римлянами, прежде чем окончательно сложить оружие и подчиниться им в I веке н.э. Искусство кельтов, от которого сохранилось главным образом дорогие предметы из золота, находилось под влиянием скифов, Востока и греков. Оно характеризуется очень схематичными, но в то же время экспрессивными формами, например в скульптурных портретах со свирепыми и одновременно благородными ликами.

Источник: Издательство «Larousse»