История европейского искусства — Греция

Греция

Хронология

  • III тысячелетие до н. э. – цивилизация Кикладов(острова на юго – востоке Греции). Создание первых статуй, скорее, идолов из мрамора.

  • II тысячелетие до н. э. –блистательная цивилизация Микен. Укрепленные дворцы. Богатые царские гробницы.

  • VI век до н.э. – греческая архаика. Появление храмов с колоннами и скульптурами на фронтонах. Рождение великого ваяния. Золотой век керамики.

  • V век до н.э. – классический период. Афины в ореоле мощи и процветания. «Век Перикла», великого афинского государственного деятеля, при котором был, в частности, построен Парфенон.

  • IV век до н.э. – Александр Македонский основывает империю, которая простирается до сегодняшней России на север, до Египта – на юг, до Индии – на восток. Начало эллинистического периода: в статуях появляется движение.

Первые по-настоящему художественные формы, найденные греками, — это сосуды. В VII – V веках до н.э. ремесленники уже умели создавать керамические изделия сложной и одновременно изящной конфигурации (вазы, кубки, амфоры). Они довели до совершенства чернофигурную, а затем – краснофигурную технику вазописи. Скульптура появилась тоже очень рано. И первые алтари были украшены статуями куросов — юношей и кор – девушек в архаическом стиле. В храмах колоннада поддерживала треугольный фронтон и часто тянулась вдоль всего прямоугольного периметра. В храмах хранились святыни и стояли статуи богов, изображавшихся в виде людей совершеннейшей красоты. V век – классический период, эпоха наивысшего расцвета древнегреческой цивилизации. С IV века греческие города теряют свою независимость, а греческое искусство – чистоту форм. Это уже эллинистический период.Греческое искусство от самых истоков было связано с культом богов. Это проявлялось и при создании предметов повседневного обихода: сначала в керамике, позже в монетах, что свидетельствует о развитии портретов в эллинистический период.

Греки в Италии

С VI века до н.э. греки стали основывать колонии по всему Средиземному морю. Архитекторы создавали храмы, остатки которых сохранились на юге Италии. Строительство городов дало развитие урбанистической архитектуре. Планировка с ортогональным пересечением прямых улиц была заимствована у римских градостроителей, зато классическое и эллинистическое искусство стали фундаментом для искусства Рима.

Классика

В правление Перикла, в V веке до н.э., Афины стали культурной столицей Греции. Храм Парфенон с его величественной колоннадой и барельефами на фризах, является одним из высочайших достижений архитектуры классического периода, а создавший для него статую Зевса скульптор Фидий – одним из крупнейших художников того времени. Из материалов чаще всего использовались мрамор и бронза. «Дельфийский возничий» — одно из немногих бронзовых произведений начала V века до н.э., дошедших до нас почти в первозданном виде. Большинство скульптурных шедевров классического периода дошли до нас в сильно поврежденном виде или вообще в фрагментах, многие утрачены и известны нам по старинным описаниям и по более поздним римским копиям.

 

Дельфийский возничий

Эллинистическое искусство

Создание Александром Великим Македонской империи произвело в греческом искусстве переворот. Исчезли строгость и благородная простота, появилось стремление к пышности, усложненности композиции, интерес к индивидуальности человека. В архитектуре усложнялись формы, появились листья на капителях коринфского ордера. Скульптура стала живее, но поза статуй вычурнее. Парфенон был дополнен галереей с кариатидами – колоннами в виде красиво задрапированных женских фигур с тонкими чертами. Художники искали образец человеческой красоты согласно пропорциям, предложенным скульптором Праксителем (работал в IV веке до н.э.). Следующие поколения художников, развившие искусство портретной скульптуры, пытались отразить по просьбе македонских правителей – преемников Александра, психологию своих моделей, и воспроизвести движение, как это видно на примере Венеры Милосской.

Три ордера

В I веке до н.э. римский архитектор Витрувий условно разделил историю греческой архитектуры на три периода, взяв в качестве основополагающей характеристики стиля (или ордера) рисунок капителей колонн. Дорическая капитель – простой каменный диск. Ионическая капитель украшена изящными спиралевидными волютами. Коринфская капитель представляет усложненную композицию из листьев аканта.

 

 

  Храм Парфенон в афинском Акрополе

 

Источник: Издательство «Larousse»